Получи бонус на первый депозит до 2500₽! Жми «Сделать ставку»!

«Баджо» от Netflix внимателен к деталям, но не аккуратен к целому – история преодолений великого итальянца

Спортивное кино почти всегда про преодоления. Авторы «Баджо: Божественный хвостик» выстраивают сюжет вокруг опорных точек в карьере футболиста, в результате чего создают антологию преодолений, игнорируя достижения. В фильме три реальных события, которые становятся базисом для трех актов:

  • Тяжелая травма колена в 17 лет в момент перехода в «Фиорентину» (Серия А) из «Веченцы» (Серия С) в статусе большого таланта – преодоление травмы (послеоперационное восстановление и поиск себя);
  • ЧМ-1994 – преодоление стереотипов и разногласий с тренером;
  • Контракт с «Брешией» в 33 года и травма перед ЧМ-2002 – преодоление упущенных возможностей (конец карьеры) и ожиданий (конфликт с отцом).
  • При этом, ЧМ-94, как главный турнир в жизни Баджо, имеет собственную драматургию, только из событий того лета в США можно было бы сделать фильм: 

    • экспозиция: «Золотой мяч» в 1993 и статус лучшего игрока мира; 
    • завязка: замена в 1 тайме 2 тура с Норвегией из-за удаления вратаря Пальюки; 
    • развитие действия: разногласия с тренером Ариго Сакки, преображение в плей-офф, 5 голов в 3 матчах и травма в полуфинале с Болгарией;
    • кульминация и развязка: финал с Бразилией и промах в серии пенальти.

    «Баджо» от Netflix внимателен к деталям, но не аккуратен к целому – история преодолений великого итальянца

    Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

    6-летние периоды карьеры между этими событиями опускаются: нам не показывают Баджо в форме «Ювентуса», «Милана», «Интера», не показывают любовь и ненависть болельщиков (после перехода из «Фиорентины» в «Ювентус»), не показывают его, как футболиста. До ЧМ-94 Баджо не участвует ни в одном матче в Серии А и не забивает ни одного гола (первый из них – в ворота Нигерии — на 40 минуте фильма). Такой подход создает сюжетный дыры и разрушает причинно-следственные связи спортивных успехов. В конце первого акта главный герой мучается из-за проблем с игрой, его вот-вот должны отправить в клуб Серии Б, он говорит своей девушке, что думает все бросить и уехать в родной город, потому что у него ничего не получается. А уже в следующей сцене его приглашают в сборную Италии. При этом не сообщают за какие заслуги, а они, естественно, были в реальной жизни, но успехи плохо уживается с сомневающимся в себе кинообразом Баджо.

    Из нарративной логики следует, что Роберто попал в сборную, стал лучшим игроком мира и любим болельщиками из-за божественного дара. О таланте Баджо говорят все вокруг, включая 17-летнего Баджо, но фильм упорно отказывается его демонстрировать. Поэтому осознать гениальность футболиста из «Божественного хвостика» невозможно. И если не смотреть архивные матчи или хотя бы ютюбные нарезки с игрой футболиста, а довериться фильму, то вопрос гения Баджо сведется к вопросу «верю-не верю», без каких бы то ни было доказательств и аргументов (и вряд ли это параллель с религиозным отношением к футбольному таланту в Италии). 

    «Баджо» от Netflix внимателен к деталям, но не аккуратен к целому – история преодолений великого итальянца

    В первом матче, который показывают в фильме, Баджо получает травму и ни разу не касается мча (или касается, но непонятно, что это главный герой, ведь все показано в режиме «Том и Джери» — план до колен). Первая игра ЧМ-94 заканчивается еще до начала: команды выходят на поле, играет итальянский гимн, склейка, и тhенер сборной Арриго Сакки уже проводит послематчевый разбор, а сама игра отбита титром: Италия-Ирландия 0:1. В фильме мало футбола. Но тот, что есть авторы стремятся реконструировать скрупулезно. Авторы выстраивают ситуации на поле максимально близко к действительности: удаление Пальюки с Норвегией, голы Баджо с Нигерией (страшно представить, сколько дублей потребовалось для попадания в штангу для второго гола), пенальти Бразилии, передача капитанской повязки от Гвардиолы в «Брешии» и гол с разворота в том матче.  Если же прием слишком сложен для актеров и их дублеров, то эпизод отыгрывают через экран телевизора, где показаны действия реальных футболистов, как например, в случае с голом Баджо «Ювентусу» с передачи Пирло.

    Внимательность проявляется и во внешнем сходстве персонажей с реальными людьми. Актер Андреа Аркаджели особенно похож в каноническом образе Роберто Баджо с хвостиком и эспаньолкой. Но и другие герои (Арриго Сакки, Карло Маццоне, Джованни Трапаттони) за счет удачного кастинга и грима соответствуют своим прототипам. Даже те, кто появляется в эпизодах, вроде Мальдини, Барези, Пирло, узнаются со спины (все, кроме Гвардиолы). Меньше похожи отец главного героя Флориндо Баджо(Андреа Пеннакки) и жена Андреина Фабби (Валентина Белле), при этом их роли крупнее, чем у футбольных персонажей. И да, все актеры итальянцы, а в фильме звучит только итальянский язык, это сохраняет аутентичность и делает образы героев более точными. 

    «Баджо» от Netflix внимателен к деталям, но не аккуратен к целому – история преодолений великого итальянца

    «Божественный хвостик» в большей степени концентрируется на социальных и личных аспектах жизни Баджо: отношения с отцом, поиск себя в буддизме, отношения с девушкой, борьба с суицидальными мыслями.

    Байопик начинается со сцены семейного ужина, сбор на который снят длинным планом без склеек. И это не только эффектный операторский трюк, а еще и отражение того, что мы попадаем в большую семью, единую и равную: Роберто мелькает среди 7 других братьев и сестер, и выделяется только за столом – он садится напротив отца, что визуально усиливает противоречие между ними. Отношения Фиоренадо и Роберто Баджо – один из мотивов фильма, который будет развиваться вплоть до последней сцены, но ощущение искусственности конфликта отца и сына не будет покидать так же до последней сцены. 

    Образ Флориндо Баджо грозен только в сцене семейного ужина, а в дальнейшем далек от характеристики, которую давал отцу сам футболист: «В какой-то момент моей жизни отец стал мне, как враг – он всегда был жестким, суровым, но в конце концов это стало основой воспитания, которое заставляло меня никогда не сдаваться, не сдаваться, всегда идти дальше». 

    «Баджо» от Netflix внимателен к деталям, но не аккуратен к целому – история преодолений великого итальянца

    После первой травмы в 17 лет Баджо говорит маме: «Если любишь меня, то убей, чтобы я не страдал». Эту фразу футболист действительно говорил и у него действительно были моменты, когда он хотел умереть. В фильме эту реплику он произносит в больничной палате сразу после операции, поэтому она воспринимается как голая эмоция, которая тут же проходит, а не как мысль, пугающая находящихся рядом родителей и зрителей. Куда напряженнее сцена Нового года во Флоренции, который Баджо встречает один: он срывается, выходит в слезах на балкон и смотрит вниз, а вокруг салют и шум праздника в соседних квартирах (все что происходит в его голове зритель додумывает сам, но драматургия внутри сцены подсказывает, что герой думает явно не о том, что жизнь прекрасна). Это низшая точка в развитии героя, даже тот самый пенальти с Бразилией, кажется, не так убивает Баджо, как чувства в сцене флорентийского Нового года. 

    Выходом из этого состояния становится изучение буддизма. В фильме ему уделено немало внимания, что соответствует и реальной биографии футболиста. Не выдуман и продавец пластинок, который и знакомит главного героя с учением Будды – Маурицио Больдрини до сих пор дружит с Баджо.

    «Баджо» от Netflix внимателен к деталям, но не аккуратен к целому – история преодолений великого итальянца

    Помимо поисков себя «Божественный хвостик» затрагивает проблему общего и частного (затрагивает, к сожалению, вскользь, хотя право на исключительность – из важнейших мотивов в жизни и карьере Баджо). У футболиста 7 братьев и сестер, в сцене семейного ужина каждый из них хвалится своими успехами перед отцом, Баджо идет с козырей и сообщает о миллионном контракте с «Фиорентиной». На командном собрании во время ЧМ-94 Баджо поднимает руку и спрашивает у тренера Арриго Сакки: «Как мне обыграть соперника, если нужно отдавать передачу в одно касание?». Эти две сцены показывают стремление футболиста к исключительности (и небезосновательное стремление), как в быту, так и в спорте. Не случайно, слова отца: «Вы все для меня равны, ты ничем не лучше того, кто работает на фабрике», — рифмуются со словами Сакки после замены с Норвегией: «Вы все для меня равны, я думаю о том, как выиграть матч, а не о том, как бы кого не расстроить». 

    И Баджо-отец и тренер тренер сборной Италии решают коллективные задачи, Роберто Баджо стремится к личным целям. Только вокруг этого противоречия можно было бы выстроить цельный и глубокий сюжет, но фильм помещает эту коллизию в комплекс разрозненных мотивов, из-за чего она растворяется среди других и в итоге не разрешается

    Футбольных байопиков не так много. Уровня «Бойца», «Гонки», «Тони против всех» еще меньше (да и есть ли вообще?). Лучшее из игрового кино о футболе, основанного на реальных событиях — «Проклятый Юнайтед» не рассказывает о всей карьере тренера Брайана Клафа, а концентрируется на худшем ее периоде, здесь в центре не просто неординарная личность как таковая, а неординарная личность в неординарных условиях, успехи становятся либо экспозицией (с «Дерби Каунти»), либо выводятся за границы повествования (c «Ноггингем Форрест»). Попытки же охватить всю карьеру и уместить ее в полутора-двухчасовой художественный фильм, как правило, приводят к произведениям вроде «Пеле» или «Стрельцова» (хотя не только это является причиной определённых качеств фильма). 

    «Баджо: Божественный хвостик» стремится показать всю карьеру футболиста, но берет за основу лишь три реальных события. Опуская остальные обстоятельства, фильм упускает связь между опорными точками в повествовании. Лучше всего это заметно в эпизоде с тем самым пенальти. Он длится почти три минуты и изначально подается, как кульминация: кадры финального матча с Бразилией переплетаются с детскими кадрами из мастерской отца, а за кадром протагонист произносит глубокомысленный и незапоминающийся монолог (в сравнении с ним, детские реплики, имитирующие комментатора, выглядят гораздо выигрышнее с точки зрения демонстрации разрушения мечты из-за случайности). А сразу после сцены с пенальти «прошло 6 лет», мы видим уже престарелого футболиста, который косит газон у себя на родине и никому особо не нужен. Как лучший футболист Италии оказался в таком положении из фильма непонятно (это могли бы объяснить элементарные телевизионные цитаты и газетные заголовки, которые используют, например, для отражения успехов футболиста в «Брешии»).

    «Баджо» от Netflix внимателен к деталям, но не аккуратен к целому – история преодолений великого итальянца

    «Я хотел бы, чтобы люди из фильма обо мне поняли трудности, с которыми я столкнулся, важность достижения конца пути и удовлетворения тем, что было сделано», — так описал фильм о себе Роберто Баджо. И из поста его дочери в Инстаграм, где футболист вытирает слезы после просмотра, кажется, что фильм его, как минимум, тронул.

    Телеграм-канал автора: https://t.me/diegesismimesis

    Источник: sports.ru
    Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here

    16 − 4 =