Получи бонус на первый депозит до 2500₽! Жми «Сделать ставку»!

Первая глава была опубликована на странице Футбологики (https://www.sports.ru/tribuna/blogs/futbologika/2858169.html). И да, гиперссылками я пользоваться умею, но мой рейтинг не позволяет сейчас их вставлять.

Вот так в тексте выделяется то, что я считаю самым важным. То, что я точно буду помнить после того, как прочту эту главу. Обычно это не предложения целиком, а вырванные фразы или даже слова. Такое тегирование текста позволяет быстро пробежаться по нему и вспомнить основной посыл, если вдруг что-то забудется. Надеюсь, Вам будет также удобно как и мне.

Качественное преимущество — один игрок лучше другого в определенном сценарии, зависимом от сильных качеств игрока (техника, физическое состояние, психология, понимание игры). Требования сценарий к игроку должны быть рассчитаны. Количественное/численное преимущество — одна команда имеет больше игроков, чем другая в определенном сценарии

Позиционное преимущество — одна команда занимает лучшие позиции в определенном сценарии для достижения целей сценария.

Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

“Футбол — это игра двух против одного”, — сказал Айртон, бывший тренер и отец одного из моих коллег-тренеров, когда мы обедали в ресторане. Я был заинтригован. Я заранее интересовался целью этого обеда, а теперь я её понял. Я встретил свою копию: человека, который получает удовольствие от теоретизации игры и хочет меняться. Я дома, но этот дом потерян в мире идей и желает изменить моё представление обо всём, что казалось мне правдой.Это был первый раз, когда я почувствовал себя как дома в стране, которая одержимая спортом на льду с клюшками и шлемами (Канада).

“Продолжай…” — ответил я быстро, не желая давать себе время на продумывание контраргументов и желая согласиться с тем, что имел ввиду Айртон. Следующие 2,5 часа мы зарисовывали ситуации, обговаривали принципы, приводили контраргументы и анализировали сценарии, что заставило Айртона встать и начать демонстрировать определенные вещи прямо посреди ресторана. В этот момент каждый из нас не был нигде, кроме воображаемого футбольного поля; мы не беспокоились о паре, сидящей впереди нас, тихо обсуждающей празднование первой годовщины и постоянно отвлекающейся на наше движение.

“Я всегда говорю своим парням, что наш стиль игры основан на движении”, — сказал Марсело Бьелса и детализировал: “на движении, смене позиций, концентрации и импровизации”. 4 этих пункта являются краеугольными камнями его футбольной философии, но главная идея (core idea) состоит в движении для создания возможности проникновения.

Главная идея — это форма невербальной коммуникации, система убеждений, которая поддерживает решения, принимаемые на футбольном поле и в тренировочном процессе. Марти Перарнау в его великолепной книге “Пеп: конфиденциально” отметил главную идею Пепа: “сущность команды и её тренера в согласии между системой убеждений и системой задач” (стр. 55). Наиболее ярким примером может быть идеология Йохана Кройфа: “Идея заключается в доминировании с мячом”, — эта главная идея подробно разобрана в моей первой книге “Тренируем в стиле тики-така”.

Во время активного поиска информации, продолжавшегося на протяжении последних 5 лет (собирал информацию для обеих книг сразу), главная идея, которой я доверял все свои идеи, развивалась и эволюционировала. Её эволюция лучше всего объясняется через 3 фразы от трех влиятельных специалистов. С самого начала множество тренеров использовали Главную идею 1.0 как принцип, опираясь на который, они хотели развивать игровой стиль. Меньшее количество тренеров склоняется к Главной идее 2.0 и дает цель их владению. Еще меньше тренеров открыли, о чем же действительно игра: она не просто движение двадцати двух игроков и мяча, это обеспечение проникновения пониманием пространств и сценариев на футбольном поле.

“Я всегда работаю вместе со статистикой и знаю, если вы можете доминировать с мячом, вы имеете 79% шансов на победу,” — Брендан Роджерс.

“Цель — двигать соперника, а не мяч,” — Пеп Гвардиола.

“Игра — это не про соперника и не про мяч, это про пространство, в которое может быть доставлен мяч и про соперника, который может туда попасть,” — Луи Ван Гал.

Если мы рассмотрим значение каждой главной идеи, мы получим разные взгляды на игру и на разработку игровых моделей. Как точно Брендан Роджерс рассчитал свою статистику зависит от того, как он количественно оценил оценил “доминирование с мячом”. Возможно, он ссылается на особые зоны поля. Наиболее вероятно, что идея “доминировать с мячом” специфична для каждой команды и её игроков. Для “Суонси” этими игроками, возможно, были Леон Бриттон, Нейтон Дайер и Скотт Синклер, следовательно доминировать в игре для Суонси, значит доминировать с мячом через зоны этих игроков этими игроками. С другой стороны, Ливерпуль будет доминировать через зоны Суареса, Старриджа и Коутиньо этими ключевыми игроками. Получаются разные типы доминирования, каждый из которых соответствует сильным сторонам команды. Только те люди, кто помогал разрабатывать формулу Роджерсу, знают, что значит “доминировать с мячом”. Благодаря моему опыту работы со стратегическим планированием в штабе Магнуса Перссона в сборной Эстонии, я знаю, что доминировать с мячом против Словении и доминировать с мячом против Сан-Марино, Финляндии и Исландии — разные вещи. Для полного полного понимания Главной Идеи 3.0, мы вернемся к ней позже, потому что без понимания принципов Луи Ван Гала (похожих в некоторых местах на принципы Марсело Бьелсы) объяснение бессмысленно. Без плана Философии, главная идея Марсело Бьелсы кажется также размашистой и бессмысленной. “Футбол — это игра двух против одного”, — вновь сказал Айртон, чтобы утвердить его главную идею, после дискуссии о том, что футбол — игра одного против одного. Именно так считает Роберто Мартинес и многие другие тренеры. “Посмотри на ситуацию два против трех (Figure 2.01), это все равно два против одного”, — Айртон углубился в детали и объяснил, что только один один игрок из трех активен (Active Defender), и цель игрока A (Player A) передать мяч игроку B (Player B), проникнуть, думать “вертикально”.

Философия Марсело Бьелсы. Глава 2. Главная идея

Немедленно я подумал о принципах обороны против передач в третью линию (3rd Line Pass) в рондо 6 против 2. Я нашел то, что, по моему мнению, было ответом на теоретическое мышление Айртона: “Хорошо, но что если полузащита не будет плоской, а будет иметь другую форму? Ни одна полузащита не будет довольна, если её отрежут одним пасом.” Я нарисовал классическое рондо 6 против 2 и различные варианты положения защитников:

Философия Марсело Бьелсы. Глава 2. Главная идея
(синие линии показывают места перехватов защитников, таким образом, всего два защитника
теоретически могут уничтожить шестерых нападающих)

В рондо 6 против 2 защитники должны быть расположены не на одной линии, а на двух, и, если возможно, они должны пытаться блокировать любой пас во вторую линию (2nd Line Pass). В идеале защитники располагаются так, что провоцируют передачу в третью линию (3rd Line Pass), самую привлекательную опцию для нападающих, но делают это так, что могут перехватить её в двух местах. Если возможно, защитники могут располагаться так, чтобы перехватить передачу и в первую линию (1st Line Pass) тоже. Если вышеизложенная теория верна, то защитники, несмотря на то, что их всего двое, могут разбить 6 игроков в рондо. Эта теория говорит, что плоская полузащита Айртона нежелательна для оборонительных игроков. Меня шокировал такой поворот. Я точно не помню, что еще было сказано или нарисовано, но я ушел с мыслью, которая уже была со мной, но в неактивном состоянии. Я вернулся к Главной идее 2.0 и думал: “Цель — двигать соперника, а не мяч”. С теорией из рондо 6 против 2, мы можем предположить, что сценарий Айртона возможен в двух ситуациях: оборонцы располагаются или плоско, или далеко друг от друга. Однако, чтобы достичь одного из двух сценариев, необходимо использовать движение наших игроков и мяча.

Философия Марсело Бьелсы. Глава 2. Главная идея
(Ближний к мячу игрок в красном опускается, принимает и отдает мяч назад левой ногой. Такой пас
в первую линию провоцирует защитника на прессинг и попытку перехватить мяч. Таким образом,
покинув исходную позицию, он не имеет возможности перехватить передачу в третью линию и
создается ситуация двое против одного)

После нескольких дней напряженных исследований, ко мне пришла новая идея и новое видение от просто идеи: “футбол — это игра двух против одного”. Это, конечно, было только начало, которое позже придет к тем же выводам, что и Луи Ван Гал и Марсело Бьелса. “Игрок, похожий на Гари Меделя, при розыгрыше мяча от ворот выглядит лучше, чем классический центральный защитник. Я думаю, что именно поэтому Бьелса видел смысл в нем, как в более глубоком игроке, а не полузащитнике”, — Крис Дэвис (Chris Davies), экс-тренер и глава аналитического отдела “Ливерпуля”, сейчас — ассистент главного тренера “Селтика” “Марсело Бьелса склонен играть с атакующими игроками в глубоких позициях потому, что игрок с атакующими видением дает стабильность в начале атаки и улучшает розыгрыш мяча. Он сделал это с Хави Мартинесом в “Атлетике” Бильбао”, — Пеп Клотет, асситент Гарри Монка в “Суонси” и “Лидсе”, ученик Марсело Бьелсы. Эта книга открывает детали того, как структура Бьелсы создает качественное, количественное и позиционное преимущество. Не все ситуации один против одного равны (Пако Сейрулло (Paco SeirulLo)), не все перегрузы равны, а Философия, изложенная в этой книге, подробно разбирает, когда ситуации два против одного наиболее ценны.

Источник: sports.ru
Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

пятнадцать − 4 =