Получи бонус на первый депозит до 2500₽! Жми «Сделать ставку»!

В последние дни на британских заправках все чаще выстраиваются очереди. Неожиданный дефицит бензина и дизеля отразился и на футболе, поставив под угрозу срыва сотни матчей в десятках низших лиг. Похожая картина возникла почти 50 лет назад и навсегда изменила английский футбол. 

На этой неделе стоимость бензина на британских заправках превысила 1,35 фунта –  в последний раз она была такой высокой восемь лет назад. Очереди к АЗС стали привычным явлением, а недовольство водителей иногда перерастает в легкие стычки. 

Из-за дефицита топлива крупнейшие сети вводят ограничения. Еще 23 сентября BP закрыла десятки заправок по всей стране, а на следующий день их конкуренты из EG Group лимитировали отпуск бензина и дизеля – за раз можно заправить бак только на 30 фунтов.

Ситуация парадоксальная: с запасами бензина в Британии полный порядок. Хранилища ломятся от топлива, но доставить до АЗС его не могут. Это отложенный эффект Брекзита: в период пандемии многие граждане других стран ЕС покинули Англию, а вернуться  не могут, потому что теперь в Соединенном Королевстве их считают иностранной рабочей силой. Среди тех, кто уехал на континент – водители-дальнобойщики, поэтому довезти бензин от хранилища до АЗС попросту некому.

Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

Из-за топливного кризиса в Британии отменяют футбольные матчи. А полвека назад дефицит бензина вынудил играть по воскресеньям

После снятия многих ограничений жизнь в Лондоне и других крупных городах оживилась. Это привело к увеличенному спросу на топливо, а дальше начался замкнутый круг: в новостях сообщили о приближающемся дефиците, британцы стали заливать бензин «про запас», из-за чего увеличился и дефицит, и очереди на заправках.

Правительство принимает экстренные меры, чтобы этот круг разорвать. Водителями бензовозов должны стать военнослужащие, а в министерстве транспорта потребовали от британских подданных не заправляться впрок, чтобы не создавать ажиотаж.

Топливный кризис не только взвинтил цены и вынудил солдат пересесть за грузовики, а еще и ударил по футбольному календарю. Если матчи АПЛ и Чемпионшипа проходят по расписанию,то в низших дивизионах жизнь остановилась.

На этой неделе отложили многие встречи Non-лиги – пятого по силе дивизиона страны и ниже. Организаторы разрешили перенести игры, потому что многие футболисты-любители могли бы просто не приехать на матчи. Перед некоторыми стоял выбор, куда потратить остатки бензина: в пути до стадиона или на работу. 28 сентября писали, что 35 матчей в разных дивизионах отложены на неопределенный срок. Сорваны встречи в Истмийской и Южной лигах – это турниры седьмого и восьмого уровней. В дивизионах ниже матчи тоже отменяют.

Под угрозой срыва и квалификация Кубка Англии. На выходные запланированы четыре десятка матчей с участием клубов, самые статусные из которых представляют шестой по силе дивизион. 

Иронично, но предыдущий крупный топливный кризис пришел сразу после вступления Британии в Европейское экономическое сообщество (так тогда назывался ЕС). В январе 1973-го Соединенное Королевство стало частью общего рынка, а уже осенью правительство столкнулось с тяжелейшим вызовом. В октябре арабские страны ввели нефтяное эмбарго, которое ударило по союзникам Израиля. В это время вспыхнул очередной кровавый конфликт на Ближнем Востоке – война Судного дня должна была вернуть Египту и Сирии территории, потерянные в конце 1960-х. 

Из-за топливного кризиса в Британии отменяют футбольные матчи. А полвека назад дефицит бензина вынудил играть по воскресеньям

Хотя бои носили локальный характер и продолжались всего 17 дней, почти сразу после войны Британия столкнулась с «худшим кризисом со времен Второй мировой». Так ситуацию описывал канцлер Казначейства Энтони Барбер. Арабские страны, объединенные в ОПЕК, отказались поставлять нефть в страны Западной Европы. При этом они снизили добычу, что привело к росту стоимости барреля с трех до двенадцати долларов. Дополнительно по экономике Великобритании ударила забастовка шахтеров. На фоне приближавшейся зимы это была настоящая катастрофа. 

Правительство призывало к экономии энергии и вводило жесткие ограничения. Зимой промышленность страны перевели на трехдневную рабочую неделю. Это был компромисс, потому что поначалу в правительстве всерьез обсуждали запрет отапливать больше одной комнаты в квартире. Телевидение отключали в 22:30, а жителям постоянно напоминали: «Эпоха дешевой энергии закончилась навсегда». Людей призывали лишний раз не пользоваться бытовыми приборами, отказаться от уборки пылесосом и чистить зубы обычной, а не электрической щеткой. В противном случае власти грозили ввести налог на сто разных устройств: от кофеварок до триммеров для живых изгородей. И это на фоне затянувшегося экономического кризиса с инфляций в 20%. 

Из-за топливного кризиса в Британии отменяют футбольные матчи. А полвека назад дефицит бензина вынудил играть по воскресеньям

Даже в этих обстоятельствах о футболе в Британии думать не переставали, но при дефиците нефти и угля проведение вечерних матчей казалось невероятной роскошью. Встречи перенесли на дневное время, поэтому игры в будние дни проходили при полупустых трибунах. 

Что касается выходных, то здесь ситуация была максимально противоречивой: за десятки лет существования в Англии профессионального футбола составители календаря упорно игнорировали воскресенье. Для этого были юридические основания: в 1780 году приняли закон, который фактически регламентировал всю общественную жизнь британцев в соответствии с религиозными традициями. «Акт о соблюдении воскресенья» запрещал развлекательные мероприятия, чьи организаторы брали плату за вход. Предполагалось, что этот день нужно проводить в церкви и с семьей, и за нарушение полагался штраф. В более атеистическую пору от этого закона страдали не только футбольные лиги, но и, например, кинотеатры. 

Некоторые статьи закона XVIII века были отменены в 1960-х, но те, что препятствовали проведению футбольных матчей, никуда не делись даже в кризисный 1973-й. И все же клубы проявили дерзость и организовали матч в воскресенье. Первыми придумали, как обойти акт, в «Кембридж Юнайтед» и «Олдэм Атлетик». Соперники по Кубку Англии сыграли в воскресенье 6 января 1974-го в 11:30. На стадион пускали бесплатно, но на трибуну могли попасть только те, кто купил программку. Причем ее стоимость зависела от сектора. В тот день на трибуны пришли 9 тысяч зрителей.

Из-за топливного кризиса в Британии отменяют футбольные матчи. А полвека назад дефицит бензина вынудил играть по воскресеньям

Программка и анонс первых воскресных матчей английских клубов

Через две недели эксперимент повторили уже в чемпионате – причем сразу в нескольких матчах. Так английский футбол пережил темную зиму, а уже весной эмбарго отменили. Впрочем, акт никуда не делся: только в 1980-е под давлением телевидения матчи по воскресеньям стали нормой для Британии. А полностью закон 1780 года отменили в 2003-м.   

В 1973-м эмбарго затронуло и другие страны. Например, Нидерланды, где матчи в темное время суток все же оставили, правда, лишь в высшем дивизионе (футбол низших лиг полностью замер с декабря по март). 

Федерация нашла весомый аргумент, заявив что матчи позволят даже сэкономить энергию, ведь тысячи болельщиков покинут дома и оставят свет выключенным. Это компенсирует затраты на освещение стадиона. 

Но в истории голландского футбола темные времена были и раньше. В 1956-м разразился Суэцкий кризис, который также оставил Западную Европу без топлива и привел к войне на Ближнем Востоке.

В 1952 году в Египте произошла революция, в результате которой пала монархия, а вместе с ней и полуколониальный режим. К власти пришел Гамаль Абдель Насер, объявивший о строительстве арабского социализма. Это предполагало национализацию предприятий, в том числе – Суэцкого канала. Десятилетиями его контролировали Великобритания и Франция, и именно по нему в Европу с Ближнего Востока поставляли нефть. Египет никаких благ от этого транзита не получал, что привело к острому конфликту. Британцы и французы договорились с Израилем, чтобы чужими руками сохранить контроль над каналом, но к тому моменту в Лондоне и Париже остро ощутили дефицит топлива. 

Из-за топливного кризиса в Британии отменяют футбольные матчи. А полвека назад дефицит бензина вынудил играть по воскресеньям

То же самое можно сказать и про Нидерланды, где в 1956-м в течение нескольких месяцев запрещали автомобильное движение по воскресеньям. Это должно было сэкономить бензин для поездок в рабочие дни. В отличие от Англии, голландцы не ограничивали развлечения по выходным, поэтому проводили матчи и в воскресенье. Но попасть на них стало гораздо сложнее. 

Это сейчас в Нидерландах полно велосипедистов, но в 1950-х ситуация была совсем иная, и поехать на игру многие попросту не могли. Из-за запрета на поездки «Рапид» из Херлена лишился половины зрителей, так что остро встал вопрос о выживании команд. 

Фанаты выкручивались как могли. Некоторые меняли машины на лошадей или отправлялись на матчи в кибитках. Болельщики «ВВВ-Венло» однажды пытались добраться до гостевого матча в Амстердаме на автобусе с немецкими номерами (на них правило не распространялось). Для этого они пешком пересекли границу с Германией (она в двух шагах от города Венло), а вот обратно на автобусе их уже не пустили. Через несколько дней об этом эпизоде с возмущением рассказывал министр транспорта Нидерландов.

Другая история связана с врачом, который приехал на машине на игру в Эйндховен. Медицинским работникам разрешалось пользоваться авто, но только по работе или для посещения церкви. В итоге суд выписал штраф в 500 гульденов – сегодня, с учетом инфляции и конвертации, – это 1750 евро. 

Весной 1957-го война на Ближнем Востоке закончилась. И хотя в военном плане Израиль, Франция и Великобритания победили, Суэцкий канал остался под контролем Египта. По нему тут же хлынула нефть в Европу, и запреты на воскресные поездки вскоре отменили. 

Источник: sports.ru
Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

10 + 2 =