• Когда в 2015 году Юрген Клопп принял решение переехать в Англию и подписать контракт с «Ливерпулем» ажиотаж вокруг Премьер-лиги был ощутимым. Хотя период Клоппа в дортмундской «Боруссии» закончился на довольно низкой ноте, он все еще считался одним из самых способных и симпатичных тренеров в футболе.

    Центральное место в этом чувстве волнения занимало ожидание того, что Клопп попытается реализовать свой знаменитый стиль гегенпрессинга в английском футболе. Однако, хотя поначалу, возможно, и были признаки этого, вскоре Клопп оказался более приспособленным с тактической точки зрения, чем многие ожидали.

    Это не значит, что он отказался от предпочтения агрессивного стиля прессинга, когда его команда не владеет мячом, скорее, он адаптировал эту часть своей игровой модели не только к требованиям английской игры, но и к сильным сторонам и возможностям своей команды.

    Прежде чем мы начнем более подробно изучать то, как развивался прессинг в «Ливерпуле» за время пребывания Клоппа на посту, и разберем, как это выглядело в течение сезона 2019/20, нам, возможно, нужно точно понять, что подразумевается под понятием гегенпрессинг.

    В то время как Клопп возглавлял дортмундскую «Боруссию», мы видели, как клуб начал добиваться успеха с молодой командой, наполненной игроками, которые были разумно подобраны из самых разных интересных рынков. Наиболее важной концепцией модели атакующей игры для немецкой команды было то, что они будут быстро атаковать в переходный период, стремясь контратаковать с помощью вертикальных пасовых движений. Первоначально это означало, что дортмундцы будут сидеть в глубоком блоке в обороне, надеясь предложить сопернику продвигаться вперед в атаку, прежде чем контратаковать и воспользоваться любыми пространствами, которые соперник оставлял позади себя. Постепенно, однако, эта концепция соединилась с другой в том смысле, что, когда дортмундцы не владели мячом, они стремились агрессивно давить на своего соперника. Это было особенно верно, когда «Дортмунд» терял мяч в последней трети; в этих ситуациях давление было более агрессивным, чем в большинстве случаев, поскольку Клопп инструктировал своих игроков попытаться вернуть мяч как можно быстрее.

    Этот стиль прессинга, конечно, имел сходство с тем, как «Барселона» давила, когда не владела мячом при Пепе Гвардиоле. Но было одно ключевое отличие. «Барселона» заставляла одного или максимум двух игроков прессинговать и атаковать игрока с мячом, в то время как другие игроки отступали в более компактный оборонительный блок, но при Клоппе мы видели, как «Дортмунд» наводнял непосредственную зону мяча оказывающими давление игроками. Нередко можно было увидеть до четырех игроков «Дортмунда», стремящихся одновременно оказать немедленное давление на мяч.

    Причины, лежащие в основе такого стиля прессинга, относительно просты. Клопп считал, что отвоевывание мяча так высоко на поле, когда игроки соперника переходили от оборонительных позиций к атакующей формации, давало его команде хорошие шансы создавать и забивать голы.

    Это было впервые, когда мы начали видеть, как Клопп ссылался на то, как он хотел, чтобы его игроки прессинговали, будто являясь плеймейкерами команды. Действительно, обсуждая влияние гегенпрессинга таким образом на послематчевой пресс-конференции, Клопп сказал: «Подумайте о количестве пасов, которые вам необходимо совершить, чтобы игрок в роли “десятки” занял позицию, в которой он может совершить этот гениальный пас. Гегенпрессинг позволяет вам отвоевать мяч ближе к воротам. Это всего лишь один пас от по-настоящему хорошей возможности. Ни один плеймейкер в мире не может быть так хорош, как хорошая ситуация с прессингом, и именно поэтому она столь важна».

    Итак, мы знаем, что Клопп прибыл в Англию как большой сторонник гегенпрессинга. Это слово, кстати, переводится на английский как контрпрессинг, главная цель которого состоит в том, чтобы вы давили на контратаку противника до того, как он сможет перейти на продвинутые зоны поля. Но был ли «Ливерпуль» контрпрессингующей командой на протяжении всего его правления в клубе?

    Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 4. Прессинг в качестве плеймейкера

     

    Рисунок 19 представляет собой таблицу, которая может помочь нам начать отвечать на этот вопрос. Мы использовали показатель, известный как PPDA, чтобы показать интенсивность прессинга «Ливерпуля» в каждом сезоне под руководством Клоппа. PPDA означает количество пасов за оборонительное действие и позволяет нам измерить, сколько пасов команда позволяют сделать противнику, прежде чем они вовлекут его в оборонительное действие. Чем ниже PPDA, тем агрессивнее прессинг.

    Как мы видим, средний показатель PPDA в первом сезоне Клоппа, который также включает в себя данные о результатах матчей, за которые был ответственен Брендан Роджерс, был самым низким из всех, что мы видели — 7,61 PPDA, и с тех пор показатель PPDA рос каждый год, достигнув 10,08 PPDA в сезоне 2018/19. Интересно, однако, что в 2019/20 году этот показатель снова снизился до 9,1.

    Однако, хотя показатель PPDA растет с каждым годом, стоит отметить, что он всегда остается ниже среднего показателя по лиге. Тот факт, что в прошлом сезоне мы снова увидели падение показателя PPDA «Ливерпуля», говорит о том, что они вернулись к более агрессивной структуре прессинга.

    Хотя изначально мы видели, как «Ливерпуль» принял стиль прессинга, который был похож, если не идентичен стилю дортмундской «Боруссии», он был значительно адаптирован к тому, что мы видим сегодня.

    Когда срабатывает высокий прессинг, мы видим, что передняя тройка игроков «Ливерпуля» невероятно агрессивна в захвате и закрытии игрока с мячом. Что примечательно, однако, так это то, что в то время как в «Дортмунде» прессинг был интенсивным, но, возможно, не всегда тактически разумным, теперь в «Ливерпуле» прессинг умный, равно как и интенсивный. При прессинге на первую линию построения противника один игрок выдвигается вперед, в то время как другой будет двигаться для прессинга, одновременно используя положение своего тела, чтобы предотвратить боковой пас во избежание прессинга. Помимо этого, мы видим, что «Ливерпуль» переходит к «персональной» структуре прессинга, которая предназначена для того, чтобы у владеющего мячом футболиста не было простого способа играть через линию давления.

    Однако мы должны отметить, что эта форма высокого прессинга — не единственная актуальная концепция, которую мы видим у этого «Ливерпуля», и это часть их гениальности вне владения мячом. Несмотря на то, что у них есть возможность прессинговать и атаковать мяч высоко, а также отрезать пасовые возможности, они также удобны при создании и запуске серии прессинговых ловушек, которые заставляют соперника играть в областях поля, в которых будет срабатывать прессинг, делая так, чтобы он терял мяч.

    Одно из наиболее заметных отличий, которое мы видим в прессинге «Ливерпуля» сезона 2019/20, заключается в том, что нападающие сейчас более пассивны, чем были в прошлом. Крайние нападающие, как правило, перемещаются, чтобы отрезать пасовые возможности для крайних защитников, в то время как центральный нападающий давит на вратаря или центрального защитника. Прессинг, однако, не срабатывает полностью до тех пор, пока мяч не переместится во вторую линию соперника, обычно в линию полузащиты, где полузащита «Ливерпуля» затем становится активной в прессинге и выдвигается на игрока с мячом, в то время как к ним присоединяются три атакующих игрока, чтобы уже прессиговать за мячом. Эта форма прессинга, при которой игроки делают это как спереди, так и позади мяча, предназначена для того, чтобы с двух сторон сжать владеющего мячом человека, и не допустить легкого ухода мяча от прессинга. Если бы линия полузащиты была единственной формой давления, то соперник мог бы вернуть мяч обратно в свою защиту, чтобы сбросить комбинацию и изменить угол и точку атаки. Однако, когда нападающие двигаются из-за мяча, этот вариант побега исключается. Смысл любой прессинг-системы, конечно, в том, чтобы форсировать возврат мяча. Если прессингующая команда не может отобрать мяч у первого игрока, владеющего мячом, то они надеются, что рассматриваемый игрок будет вынужден исполнить плохой пас, который можно перехватить и забрать себе, прежде чем они начнут атаку в переходный период.

    Мы все еще видим иную форму контрпрессинга со стороны «Ливерпуля», когда они перемещают мяч через трети во время владения. Мы склонны видеть, что они образуют компактную атакующую форму с большим количеством игроков, расположенных плотным блоком на стороне мяча поля. Хотя это, конечно, разработано в атакующем смысле, чтобы обеспечить возможность формирования перегрузок, которые позволят им прорваться через защитный блок противника, в этом позиционировании также есть и защитная функция. Благодаря компактному атакующему подразделению, включающему играющих высоко защитников, мы видим, что «Ливерпуль» идеально расположен для контратаки, если соперник отвоюет себе мяч. Затем эта компактная форма снова быстро переходит в атакующую, и противник может быть перегружен, поскольку он изо всех сил пытается вернуться к оборонительному переходу из атакующего.

    Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 4. Прессинг в качестве плеймейкера

     

    На рисунке 20 мы видим пример типичной структуры прессинга, которую мы наблюдали в «Ливерпуле» в течение сезона 2019/20. Когда мяч изначально находится у вратаря соперника, только нападающий Роберто Фирмино выдвигается, чтобы атаковать мяч. Два крайних нападающих расположены между центральными защитниками и крайними защитниками соперника, и по мере того, как мяч продвигается к центральному защитнику, они сохраняют дистанцию и используют форму своего тела, чтобы отрезать передачу крайним защитникам.

    Конечно, в этом стиле игры есть различия в зависимости от того, против кого они играют. Некоторые центральные защитники опасны во владении мячом, например Вирджил ван Дейк, в то время как другие менее активны при продвижении мяча. Отсиживаться и не прессинговать некоторых защитников — лучшая стратегия, чем, например, предоставлять такое же пространство таким игрокам, как Ван Дейк.

    Здесь, однако, соперник может получить доступ к опорнику в основании полузащиты, сначала обыгрываясь с центральным защитником. Это движение предназначено для того, чтобы обойти первую линию прессинга со стороны «Ливерпуля» и предоставить им более выдвинутую платформу, с которой они могут играть. Это, однако, своего рода ловушка, и когда мяч получает опорник, то он оказывается лицом к своим воротам. Затем «шестерка» «Ливерпуля» освобождается от своей позиции, где у него нет прямого противника, чтобы атаковать мяч сзади, в то время как Фирмино делает то же самое находясь за мячом. Эти прессинговые движения в сочетании с тем фактом, что крайние нападающие все еще могут передвигаться, чтобы отрезать пас в широкие зоны, очень затрудняют для противника безопасный выход из-под прессинга.

    «Ливерпуль» явно отдает предпочтение тому, чтобы позволить сопернику продвинуться с первой на вторую линию в центральных районах поля. Широкие пространства более опасны, несмотря на нехватку пространства во флангах, в то время как в центре «Ливерпуль» демонстрирует уровень тактического понимания и интеллекта, которые позволяют им комфортно предотвращать продвижение мяча.

    Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 4. Прессинг в качестве плеймейкера

     

    Когда соперник может обыгрываться на широких пространствах по мере продвижения мяча на вторую линию. Мы видим другую форму прессингующего спускового крючка, которая позволяет «Ливерпулю» блокировать любые потенциальные варианты паса.

    Мы видим это на рисунке 21, в то время как на этот раз мяч передается правому защитнику соперника на фланге. Стоит иметь в виду, что в любом конкретном матче могут быть разыграны даже лучшие прессинговые структуры. То, что мы обсуждаем — это концепции и тенденции, которые мы постоянно наблюдаем в «Ливерпуле».

    На этот раз первоначальный прессинг был преодолен, и соперник получил доступ к широкому пространству. Мы уже обсуждали выше тот факт, что это то, чего «Ливерпуль», как правило, старается избегать. Однако мы видим, что положение мяча вызывает движение прессинга, которое обойти еще сложнее, чем то, которое мы видели выше. Когда правый защитник соперника получает мяч, три игрока «Ливерпуля» двигаются, чтобы атаковать игрока: Садьо Мане, Эндрю Робертсон и Джорджиньо Вейналдум. Эти три игрока двигаются, чтобы прессинговать мяч под разными углами, и человек, владеющий мячом, подвергается сильному давлению. Учитывая тот факт, что владеющий мячом игрок находится прямо на бровке, его диапазон передвижения и паса ограничен. Передача мяча вперед затруднена из-за давления со стороны двигающегося вперед с левого фланга Робертсона, передача мяча назад затруднена из-за того, что Мане прессингует с левого фланга, а передача в середину затруднена из-за того, что на него выдвигается Вейналдум. Чтобы совершить пас в центральную зону еще более трудным, весь оборонительный блок «Ливерпуля» сместился влево, чтобы свести на нет пространство, в котором может играть соперник.

    Не имея простого способа выйти из под прессинга, игрок соперника либо потеряет владение мячом, либо совершит плохой пас, чтобы попытаться найти путь через защитный блок.

    Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 4. Прессинг в качестве плеймейкера

     

    Конечно, все еще существуют ситуации, в которых «Ливерпуль» агрессивно прессингует на первую линию, чтобы попытаться добиться отыгрыша мяча во владении. Мы видим пример этого на рисунке 22, когда вратарь соперника ищет одного из двух центральных защитников, когда они оба опустились глубоко в штрафную, чтобы принять мяч и попытаться сыграть вперед.

    На мяч мгновенно оказывается давление, когда Мохамед Салах прессингует с позиции правого нападающего, а Фирмино делает это из центра. Ключевым моментом в движении Фирмино является то, что он бежит по изогнутой траектории, атакую соперника, позиционируя свое тело между мячом и вратарем соперника и вторым центральным защитником. Это кажется небольшой корректировкой, но она имеет решающее значение для предотвращения передачи мяча обратно вратарю или на другую сторону, дабы выйти из-под прессинга.

    Теперь взглянем еще раз, и мы увидим, что следующие четыре варианта паса (те, которые ближе всего к владеющему мячом игроку) все опекаемы персонально.

    И снова цель прессинга двоякая: либо отвоевать мяч высоко и продвинуться к воротам, либо заставить игрока соперника сделать что-то опрометчивое, что в конечном итоге вернет мяч «Ливерпулю».

    Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 4. Прессинг в качестве плеймейкера

     

    Ранее в этой главе мы также упоминали, что часть эффективности контрпрессинга, которую мы все еще видим у «Ливерпуля», заключается в их способности сохранять компактную форму как во владении мячом, так и вне его.

    На рисунке 23 показано, как Трент Александер-Арнолд теряет мяч после простого вертикального паса в полупространстве. Игрок соперника прочитал пас и сместился, чтобы занять позицию для перехвата и перехода в атаку. Ключ, однако, заключается в том, что тут уже есть четыре игрока «Ливерпуля», которые могут контрпрессинговать, чтобы вернуть мяч. По мере того, как «Ливерпуль» продвигает мяч через трети и входит в последнюю треть, вся структура движется как единое целое, а центральные защитники стремятся занять позиции как можно выше, до края центрального круга на половине соперника. Затем это позволяет линии полузащиты протискиваться выше к мячу и обеспечивать соединения для перегрузки во владении мячом и контрпрессинга без владения мячом.

    Источник: sports.ru

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here

    11 + 7 =