Очень большое внимание в последнее время уделено «Арсеналу», о котором все вспоминали с негативом всё время после ухода Арсена Венгера. Если раньше болельщиков «Канониров» раздражало постоянное четвертое место, то сейчас они о нем только и мечтают. Впервые после ухода легендарного английского тренера руководство решились действовать грамотно, и посчитало, что нужно доверится одному конкретному тренеру тренеру, в долгосрочной перспективе. Этим тренером стал экс-ассистент Пепа Гвардиолы – Микель Артета.

Сначала никто не видел особого прогресса. Никто не ждал от испанца сильного взрыва или что-то подобное, но даже в плане тактическом ситуация не преображалась: не было свежих мыслей, взглядов и идей. Люди выдвигали разные теории: тренер неопытный, кадры плохие, команда не сплоченная и в раздевалке творится ад. Сейчас, как мне кажется, можно с уверенностью сказать, что какой бы там проблемы не было – ее пытаются решить.

Теперь перейдем к сути. Для меня «Арсенал» последних лет представляется очень контрастной командой, с максимально конкретными чертами: слабая оборонительная и опорная линия, и сильная и взрывная атакующая часть игроков. Сейчас это представление представляется более размытым, ведь и латерали у команды Артеты играют достойно, и частично новая пара ЦЗ Уайт – Габриэль держит хороший уровень, и Томас Парти играет, по крайней мере, лучше, чем в прошлом сезоне.

Кароче, если говорить о, пока что, условном успехе «Арсенала», то нужно выделять далеко не только грамотную работу Артеты в тактическом плане, но и прогресс футболистов во всех линиях (где-то прогрессировали уже устоявшиеся игроки в бело-красных футболках, где-то на совсем печальные позиции покупали игроков).

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Если мы говорим о особенностях схемы или сочетания футболистов, то нечего кроме вышеупомянутых рассуждения я добавить не могу.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Если мы посмотрим на пару таблиц, которые касаются «Арсенала», то можно увидеть пару выделяющихся вещей, которые хорошо его выделяют. К примеру здесь мы видим, что через середину атак идет лишь 26%, но при этом так же, по информации WyScout, «Канониры» лишь вторые снизу по количеству кроссов в лиге. То есть атакуют флангами, но толком оттуда мячи в штрафную не поступают? Эта особенность получается за счет того, как круто сочитается модель перехода в финальную треть поля и игровая характеристика игроков, которые участвуют в атаке.

Второе интересное наблюдение возникает при просмотре «Зоны Активных Дейстсвий». Именно интерес возникает, когда сравниваешь с командами, похожими по стилю и уровню: «Ливерпуль» (23– 42 – 35), «Челси» (27 – 42 – 32), «МанСити» (21 – 43 – 36). Если посмотреть, то можно понять, что «Арсенал» имеет больший процент в первой трети, и меньший в финальной. Это тоже нам понадобится как «подтверждение» всех моих последующих утверждений и слов.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Третье замечание будет касаться прессинга. Тут все коротко и ясно – команда мало прессингует, но одновременно с этим они эффективно из него выходят. Я бы это даже назвал одним из главных достижений «Арсенала», поскольку в прошлом сезоне это было не абы какой проблемой.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Посмотрим на самую частую картину в билд-апе против низкого блока со стороны соперника. Тут мы можем отметить несколько особенностей: многозадачность пары опорников (у каждого своя роль, и уже на этой стадии они начинают разделятся), низкая позиция одного из латераля, оттянутая позиция Одегаарда и сдвоеный фланг. Все из этого мы рассмотрим.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Как мы уже могли понять – скорее «Арсенал» предпочитает развивать билд-ап через фланг. Но главной особенностью, которая должна сохраняться вне зависимости от пути, по которому развивается атака на начальной стадии – свободный центр. Какие бы структуры «Арсенал» не строил – он стремится освободить центр на стадии билд-апа. Когда образованные треугольники передвигаются выше, тогда центр начинает наполнятся.

Но чаще всего центр освобождается для большего количества вариантов заброса за спину игрокам соперника. Чаще всего забросы происходят именно ближе к центру, из-за чего атака протекает быстрее, из-за чего процент активных действий в финальной трети поля меньше.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Вот как выглядит обычное сдваивания флангов в исполнении «Арсенала», где АБумеянг опускается в глубину, тогда как остальные футболисты готовятся к заполнению зон финальной трети поля. Заметьте, что несмотря на отсутствия Одегаара в атаке все равно игроков для выполнения атакующих задач достаточно.  

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Вот крутой пример гибрида сдваивания фланга и игры на третьего, где защитник потерял свое пространство, а Одегаард этим воспользовался с максимальной эффективностью. Именно так пытаются в лучшем случае, разыгрвать мячик на стадии билд-апа игроки «Арсенала». Конечно, так получаестя далеко не всегда, ибо тогда футбол был бы слишком прост.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Стоит отметить то, как эффективно «Арсенал» развивает атаки на полуфланге за счет уровня взаимопонимания футболистов. Как я уже сказал – у игроков группы нападения этой команды никогда с уровнем игры проблем не было, и сейчас это начало в особенности проявляться в отношении продвижения мяча через фланг/полуфланг. К примеру теперь Томиясо и Сака составляют замечательную пару игроков в продвижении.

Вот как выглядит обычное сдваивания флангов в исполнении «Арсенала», где АБумеянг опускается в глубину, тогда как остальные футболисты готовятся к заполнению зон финальной трети поля. Заметьте, что несмотря на отсутствия Одегаара в атаке все равно игроков для выполнения атакующих задач достаточно.  

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Если фланговому треугольнику удается продвинуться дальше, то центр вовсе необязательно не заполнять, и сама структура, владеющая мячем, трансформируется в ромб. Обычно побочным эффектом подобной трансформации становится плохое заполнение зон завершения (а «Арсенал» любит насыщенно заполнять зоны завершения), но это случится если этот ромб вовремя не выведет мяч из своей структуры ближе к центру.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Один из двух сценариев развития атаки через центр – Бен Уайт. Его покупали не только потому что он очень хорош и стабилен в обороне, но и потому что он круто индвидуально продвигает мяч: контроль мяча, хороший корпус, некоторые элементы дриблинга и примерная аккуратность – все при нем.

Если мы говорим про схематику, то тут так же есть два сценария.  На этом скриншоте первый, когда команда успела освободить центр. Тогда ему помагает лишь Одегаар, который начинает грамотно заполнять центр для создания преимущества. Параллельно латераль начинает сдваивать фланг к переходу в финальную треть.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Вторую структуру лучше показывать на доске. Тут «Арсенал» еще не успел освободить центр. В таком случае Абумеянг опускается ниже, создается фланговый треугольник, где Тирни нужен как вариант продвижения мяча в центр, а опорник и вингер нужны для заполнения финальной трети. Для подготовки к потере мяча один из латералей остается на своей позиции.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Раз мы пошли по персоналиям, то нужно отметить еще одного ключевого игрока в продвижении мяча на стадии билд-апа – Одегаара. Вы могли заметить, что его имя звучало уже достаточное количество раз. Он, пожалуй, единственный игрок «Арсенала», чью роль можно отмечать в абсолютно каждой стадии атаки. «Арсенал» — команда довольно резкая и если у нее есть хоть малейший шанс провести быструю атаку с проникающим пассом – она им воспользуется. Как человек с хорошим виденьем поля и прекрасным пасом, Одегаар идеально подходит.

Вторую структуру лучше показывать на доске. Тут «Арсенал» еще не успел освободить центр. В таком случае Абумеянг опускается ниже, создается фланговый треугольник, где Тирни нужен как вариант продвижения мяча в центр, а опорник и вингер нужны для заполнения финальной трети. Для подготовки к потере мяча один из латералей остается на своей позиции.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Вот еще одно подтверждение, что для «Арсенала» важен свободный центр во время билд-апа. Роль опорников в продвижении проста: они должны способствовать освобождению центра своими действиями, участвовать в продвижении мяча в билд-апе, и готовить структуру перехода в финальную фазу через центр. Три простых действия.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Эта переходная фаза строится на перестроениях во время получения мяча одним из опорников. Сразу идет уже знакомое сдваивание флангов, сужение одного из вингеров в полуфланг для освобождения пространства латералю. В следствии всех этих действий блок соперника начинает сужаться, тогда как блок «Арсенала» широкий и «пышный», чему способствует и второй латераль, который выше идти не спешит. Он предпочитает созранять ширину.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Одна из структур перед финальной третью на этой скриншоте. По сути тут видим сдваивание на обоих флангов. Как я уже сказал, форвард в этой команде крайне часто опускается в глубину, поэтому чаще всего штрафную заполняют фланговый игроки. Ну и по классике мы можем видеть свободную зону в центре – еще одно подтверждение моих слов.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Обычно схематика заполнения штрафной «Арсенала» при кроссах предполагает одного свободного футболиста, которого всеми силами пытаются изолировать остальные, более габаритные и хорошие игроки. По сути они пользуются той же логикой, что при угловых. Это что касается ситуаций когда штрафная насыщена не сильно.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Если же в финальной трети поля очень много игроков, «Арсенал» предпочитает создавать структуры для лучшего взлома штрафной. В основном такой структурой является треугольник, где свободным самым игроком являетя Ляказзет, в зоне подбора есть хотя бы два игрока, а игрок с мячом обычно имеет ситуацию 1 на 1.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Так же частой ситуацией является то, когда мяч находится в зоне подбора. «Арсенал» чаще других команд, на моей памяти, удачно выходит из такой ситуаций, ибо тренерский штаб явно планирует такие положения. Мы видим следствие такой планировки: игрок с мячом имеет максимално удобную ситуацию и сразу три варианта развития атаки.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Так же в исполнении этой команды часто можно заметить такую структуру заполнения штрафной, как заполнение по схеме 2 -1, где за счет обостренной отвлекающей игры двух игроков одной из двух горизонтальных частей штрафной и игрока с мячом с другой стороны максимально расстягивает блок соперника, из-за чего часто n-ное количество игроков остается в нейтральной позиции, не имея задачи на поле.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Рассмотрим игру без мяча.  Как я уже сказал, «Арсенал» не сильно любит прессинговать, а значит будем смотреть на низкий блок. Тут мы можем выделить низко расположеного Саку. Такое мы еще обсудим в следующем скрине.

Парти располагается на относительно низкой позиции. Как один из лучших оборонительных игроков в команде, он имеет свою автономию передвижений. Как только ему дали свободу – он раскрылся в обороне. Теперь Артета ему очень сильно доверяет.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Посмотрим на очень низкий блок «Арсенала», и чем он выделяется. Первая особенность – широкая позиция опорника. Обычно это кто-то из пары Джака – Локонья. И тот, и тот умеют покрывать большое количество вертикального пространства, так что им подходят позиции около полуфланга.

Низкая позиция латераля – так же довольно крутая особенность. Артета не жалеет своих атакующих футболистов, поэтому может позволить себе опускать опорников так низко. При этом он делает это не без идеи – они всегда чем-то заняты. Конкретно здесь мы видим как он не перекрывает путь, который ведет к дальнейшему кроссу.

Сдваивание флангов, крутые персоналии и побочный эффект низкого блока: разбор «Арсенала» Микеля Артеты

Тут мы видим главный побочный негативный эффект такой обороны – часто опорник не успевает на свою позицию, а латераль впринципе должен располагаться либо уже, либо выше. Так в полуфланге возникает дыра, из которой соперники в этом сезоне довольно часто забивают голы. Джака и Локонья умеют покрывать вертикальное пространство когда находятся в нем, но до него еще нужно добраться.

Что можно сказать в итоге? Команда Артеты очень сильно поработала над проблемами всех типов: как над тактическиками дырами и недочетами, так и над персоналиями. В итоге мы получили притнедента на Лигу Чемпионов и надежду на возрождение большой шестерки (если она кому-то до сей поры нужна).

 

Источник: sports.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

2 × 2 =