Получи бонус на первый депозит до 2500₽! Жми «Сделать ставку»!

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Если мои многолетние расчеты верны, фильм «Гол» давно закрепился в списке самых противоречивых явлений в истории человечества – где-то между «Золотым мячом» Месси в 2010-м, актерской карьерой Джастина Тимберлейка и каждым вторым решением Давида Луиза за последние десять тысяч лет. 

Вам прекрасно известны слабые места «Гола». Как и любой глобальный проект, этот фильм изначально преподносили нам почти как киноверсию «Реала» эпохи Галактикос – глянцевым, просчитанных пиар-трюком для массовой аудитории (а это верный способ моментально отпугнуть всех остальных). Кроме того, если бы вы решили промотать все моменты, когда кто-нибудь на экране произносит фразочку в стиле «футбол для меня – это жизнь», а Сантьяго Муньес пускается в умопомрачительный сольный проход без всякой на то причины… в общем это явно был бы недолгий вечер.

Разумеется, «Гол» никогда не войдет в список лучших кинолент 21 века. И все же это не мешает ему оставаться культовым, почти идеальным футбольным приключением, с которым всегда приятно встретиться снова. Почему? Что ж, рад, что вы спросили… И раз уж я как раз предался воспоминаниям, кажется, у нас есть только один разумный вариант: оглянуться назад и раз и навсегда разобраться с самыми животрепещущими вопросами.

Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Необходимое уточнение: через пару секунд я буду задавать вопросы сам себе, чтобы затем находить на них блистательные ответы – ну, знаете, просто забавы ради. Тем не менее будет здорово, если вы коллективно представите, будто вопросы исходят от кого-то другого. Можете считать это моей первой ежегодной Прямой линией.

***

Как же здорово, что мы на одной волне!

Без проблем. Во-первых, «Гол» удивительно точно передал атмосферу футбола – что в каком-то смысле можно расширить до атмосферы типичного английского городка, помешанного на игре, или вообще британского стиля жизни. Тут и волшебные пробежки вдоль моря под шум разбивающихся о берег волн, и завтраки в пабе за разговором о Ширере, и даже милые старички, поддерживающие команду в буквальном смысле до конца жизни (отдельное упоминание: величественный «Сент-Джеймс Парк», который и так выглядит бесподобно, а в кино производит совсем уж невероятное впечатление). Впрочем, главное в «Голе» – это даже не эффектные виды, а все эти разбросанные по экрану мелочи и намеки, которые сразу же добавляют сюжету контекста.

Название первой команды Санти, которая состоит из таких же любителей-нелегалов, осевших в Лос-Анджелесе? Los Americanos Jovenes, «Молодые американцы». Почти незаметные плакаты на стене его комнаты в доме отца? Будущие одноклубники Зидан, Бекс и Рауль в роли матадора с испанским флагом – как позже объяснит Бекхэму сам Сантьяго, «у меня вся семья болеет за «Реал», а бабушка вообще вас обожает». 

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Техничные упоминания настоящих игроков, которые были на подъеме в тот момент (вроде Джермейна Дефо в разговоре с агентом), фотосессия с Ди Стефано на презентации Санти в Мадриде (классика!) и, конечно, великий трюк с обменом Муньеса на Майкла Оуэна – видит бог, ребята продумали буквально каждую мелочь. В конечном счете даже сцена флирта сексапильной журналистки с Икером Касильясом почти предсказала будущее.

Все это привело к тому, что «Гол» стал для нас по сути единственным шансом взглянуть на футбол изнутри – и вместе с Санти пройти путь от пыльного поля на заднем дворе до тайных переговоров с «Реалом» на вершине токийского небоскреба. Тяжеленькие деньки в дубле, пресс-конференции перед толпой репортеров и даже съемки в дурацкой рекламе – все это было в «Голе» задолго до документальных шоу Netflix и Amazon (и, честно говоря, местами смотрелось даже помощнее реальности). А если прибавить к этому эпизоды вроде великого дебюта Санти в игре с «Фулхэмом» («давай, Санти!») или случайного знакомства с агентом, который неожиданно предлагает перевернуть всю твою жизнь… в общем, думаю, вы и так понимаете, о чем это я.

И кстати, раз уж мы о «Фулхэме»…

Тьерри Анри поставил нас в довольно неловкую ситуацию (гол, который мог бы на полном серьезе конкурировать с его перформансом на «Бернабеу»? Ага, удачи). И все же эту награду я отдам Гэвину Харрису – за пенальти в ворота «Фулхэма« с паузой перед ударом. Почему? Ровно одна причина: в «Голе» постоянно забивали выдающиеся мячи – а всем нам известно, что по-настоящему великие вещи случаются редко. Кроме того, нет ничего более крутого, чем услышать слова «опять этот пижон мяч в руки взял», а затем выдать такое. Санти со своими проходами отдыхает.

Блестящий штрафной Бекхэма после атаки с участием Зидана, Роналдо и Гути, за которым последовал крик «Молодцы» от сидящего на скамейке Санти. Спасибо, приятель, без тебя бы точно не разобрались.

О, здесь даже не может быть других мнений. Лишь один человек действительно переживал о карьере Сантьяго так, будто в его жизни не было вообще ничего важнее. Вы знаете, о ком идет речь.

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Глен выручал Санти в любой ситуации. Когда отец не верил в мечту; когда жить было негде; когда головорезы из дубля лупили его по ногам, а тренер Дорнхельм и слышать обо всем этом ничего не хотел. Иначе говоря, Глен был идеальным агентом – честным, открытым и безнадежно влюбленным в «Ньюкасл» (что, кстати, заслуживает отдельного разговора, учитывая, как именно развивалась его история с клубом: именно Дорнхельм вышвырнул Глена из тренерского штаба за несколько лет до приезда Санти, а потом даже вспомнить об этом не смог. И да, знаю, Дорнхельм проявил себя как отличный психолог. Но увольнение Глена? Серьезно? Еще одно доказательство, что чистить штаб предыдущего тренера вообще без какого-либо разбора – это полная хренотень). 

Разумеется, у вас могут быть разные версии, почему успех Санти в Европе был для Глена настолько важным делом. Возможно, ему хотелось вернуться в футбол хоть в какой-нибудь роли – по крайней мере, он явно рассчитывал вылепить игрока из собственного внука, хоть всем и было ясно, что у этой затеи нет будущего. Возможно, Глен так проникся талантом Санти, что даже представить не мог, каково это – не иметь возможности разделить эту магию с миром. А может быть, ему просто хотелось вытащить Сантьяго из бесперспективной жизни в Лос-Анджелесе – городе, который никогда не позволил бы ему проявить себя по-настоящему.

Уверен, все это недалеко от правды. Но, честно говоря, думаю, Глен увидел в Сантьяго и еще кое-что – пожалуй, последний шанс отдать любимой игре еще чуть-чуть сохранившейся страсти. Как говорил сам Фой, его многообещающая карьера в высшей лиге оборвалась из-за травмы. Единственным человеком, который помнил Глена в качестве игрока, была его жена – а ее теперь тоже рядом не было. Конечно, поначалу он еще пытался делать вид, будто футбол ему больше не нужен – открыл мастерскую, держался подальше от стадиона. Но достаточно было заглянуть в его дом, как все сразу становилось на свои места.

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Воспоминания о незавершенных делах окружали Фоя повсюду. Все эти записи, пожелтевшие фотографии, старый альбом с вырезками из газет и журналов (к слову, если однажды вам захочется обвинить современные технологии в убийстве чего угодно, вот вам мой скромный совет – давите именно на такие альбомы. Нет ни одной – и я это серьезно, ни одной – вещи в мире, которая излучала бы столько эмоций одновременно. Мало того, что это самое настоящее путешествие во времени, вы еще и сразу же понимаете: этот человек был настолько кому-то дорог, что ради него с самого утра выстраивались у киосков, отслеживали любые упоминания, а затем приходили в полный восторг, когда наконец видели нужную фотографию на обложке. Что тут сказать – Глен был счастливым человеком). 

Неудивительно, что когда карьера Санти в Ла Лиге дала сбой, именно по Глену это ударило сильнее всего – Муньес просто-напросто предал все, ради чего эта история и затевалась. «Футболисты всегда были героями. Даже для моего отца, который в шахте с утра до вечера вкалывал», – сказал как-то Глен. А потом своими глазами наблюдал, как Санти переехал в Мадрид, только чтобы романы крутить и вечеринки до рассвета закатывать. Само собой, все мы ждали немного другого.

К счастью для Муньеса, ближе к концу его дебютного сезона в «Реале» их отношения все-таки пришли в норму. Но мое мнение? Парень и близко не заслуживал такого агента. И близко.

Выбор не самый простой, но, пожалуй, его первая встреча с Сантьяго в Лос-Анджелесе – когда Глен увидел недоумение в глазах Санти и сказал, что и «сам, бывало, играл»… А потом выждал еще пару секунд, посмотрел ему прямо в глаза и добавил: «В Англии» – после чего у всех вокруг в буквальном смысле побежали мурашки по телу (лишнее подтверждение, что фантастическую ауру АПЛ даже сравнивать с чем-либо бессмысленно. Никогда еще одно-единственное слово не имело такого сногсшибающего эффекта).

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Кстати, именно Глену принадлежит еще и одна из лучших цитат всего фильма.

По правде говоря, в «Голе» было так много отличных высказываний, что я физически не могу выбрать только одно. Тут вам и незабываемое «Мяч летит быстрее тебя» в исполнении мистера Дорнхельма, и классическое «Название на груди важнее имени на спине», и даже «Трусы тогда были короче, зато волосы длиннее – и по 6 миллионов не зарабатывали». 

Но да, если бы мне все-таки пришлось назвать победителя, я бы остановился именно на Глене – и его безусловно лучшем описании футбольного таланта в истории кинематографа: «Понимаешь, обычно все футболисты играют в свою силу – так, чтобы слабость не показать. А великие, у которых дар есть, рискуют – потому что верят в себя. Они владеют мячом, а не мяч – ими. Вот что такое дар». 

Когда бабушка Санти узнала, что его отец смотрел игру с «Фулхэмом» в баре. Каждый божий раз. Ничего не могу с собой поделать. 

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Роуз. Давайте поступать правильно.

Случайная мысль №1: нет ни одной темы в мире, куда можно было бы вписать бренды так же легко, как в футбол – и при этом сделать фильм только лучше. 

Как вы наверняка слышали, свой главный трофей создатели «Гола» взяли еще до выхода фильма в прокат – сумасшедший контракт с adidas на 50 млн долларов, согласно которому деда Сантьяго Муньеса звали Predator Freak+ FG, а три полоски отражались даже в слезах Гэвина Харриса. 

Для любого другого проекта такая сделка неизбежно стала бы творческой катастрофой. Но для кино про футбол? За последние двадцать лет Nike, Coca-Cola и прочие корпорации стали настолько гигантской частью игры, что никто даже не удивится, если Бекс снимется в паре реклам прямо по ходу матча – а потом еще и отметит это дело кружечкой «Пепси» на пресс-конференции. Так что да, парни явно знали, что делают. В конечном счете подобные трюки не только подкинули «Голу» деньжат, но и вывели фильм на запредельный уровень реализма – при том, что сюжетных несостыковок в нем по-прежнему было полно. Самый реалистичный нереалистичный фильм всех времен. Вот что это было.

Случайная мысль №2: нет ни одной темы в мире, куда можно было бы так же легко вписать реальных людей – а главное, добиться этим настолько оглушающего эффекта. 

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Поймите меня правильно: уверен, поклонники науки или, скажем, автомобилей Tesla были в полном восторге, когда увидели Маска рядом с Говардом Волловицем. Но  все-таки даже это не может конкурировать с камео спортсменов. Совершенно уникальная штука: вы спокойно смотрите фильм, ничего особо не ждете, а потом раз – и на экране появляется Зидан или Перес, и в вас будто молнией стреляют. Шик! Все равно что включить какое-нибудь большое кино и увидеть персонажа любимого сериала. До сих пор поверить не могу, что Кевин из «Офиса» снялся в одном фильме с Робином Уильямсом. 

Однозначно первая тренировка Санти в Мадриде – безумный коктейль из голливудско-поблескивающей ауры «Реала», неимоверной харизмы игроков и ощущения, будто нас впустили на какую-то закрытую вечеринку королевы Великобритании.

Не знаю, какое решение Флорентино Перес считает самым удачным в карьере, но съемки в «Голе»? Точно не хуже второго захода Зидана. Абсолютный джекпот.

Брайан Джонсон из AC/DC в роли фаната «Ньюкасла». Люблю вещи, которые не имеют вообще никакого смысла, но все равно происходят.

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Вот мы и подобрались к самой противоречивой теме. Знаю, что идеального варианта тут нет, но мой ответ? Что ж…  Леди и джентльмены, встречайте: Его Великолепие Гэвин Харрис.

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

Давайте начистоту: нет ни единого человека, который действительно переживал за Сантьяго во второй части «Гола». Это был неприятный, засахарившийся и скучный персонаж – и что хуже всего, в финале все это просто сошло ему с рук. А сейчас представьте, что вместо Санти «Гол 2» сфокусировался бы на Харрисе – человеке, который врывался в кадр и тут же притягивал к себе все внимание публики.

Гэвина можно любить за тысячу маленьких вещей. 

За то, что он еще в «Ньюкасле» был своим в компании Бекса, Зидана и Рауля. За то, как спас Санти на старте карьеры и убедил Дорнхельма оставить его в команде. За то, как забил три мяча за полсезона в «Ньюкасле» и заслужил этим трансфер в «Реал» в 29 лет – а затем выдал 17-матчевую серию без голов и при этом все равно оставался суперзвездой уровня Роналдо с Роберто Карлосом. Больше того, именно Харрис забил ключевой гол «Реала» в финале ЛЧ (и бог ты мой, что это был за удар), а заодно подарил нам величайшую отговорку в истории человечества: «Да я просто в больницу к детишкам больным заезжал… жаль, репортеров не было».

Впрочем, лично я люблю Харриса еще и за то, как точно он передал настроение игрока на закате карьеры. Мы знаем (ну или по крайней мере предполагаем), каково это – быть футболистом на пике. Толпы людей, уйма внимания, всем что-то надо. Но что происходит потом? Как пережить это падение? После перехода в «Реал» Гэвин неожиданно оказался в ситуации, когда все нужно было доказывать заново – партнерам, клубу, самому себе. Проблема только в том, что сил на это у него уже не было – а признать, что время ушло, частенько не удается даже великим игрокам.

Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин

«Ты знаешь, Санти, я буду честным, – сказал Гэвин за пару недель до конца сезона в «Реале». – У меня морщины. Не сыпь, а просто морщины появились. Вот так. Суставы хрустят, на лице морщины, и контракт в этом году заканчивается. Вот я и делаю все возможное. Ведь без футбола… Чем еще я могу заняться – я не знаю». А теперь вспомните о проблемах Санти, также известных, как «О боже! Меня попросили слопать паршивый рамен в рекламе! Пожалуй, самое время уволить парня, который мне целую жизнь подарил». 

Был ли Харрис безупречным персонажем? Нет, конечно. Но сделал бы он «Гол-2» лучше, если бы стал его главной звездой?

Думаю, вы уже знаете правильный ответ.

Источник: sports.ru
Получи бонус на первый депозит! Сделай ставку!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

два × 3 =